Палаццо на Французской набережной

Санкт-Петербург славится бесчисленным количеством памятников архитектуры. Каждый из них имеет свою уникальную историю и тайну. Многие дома были возведены приглашенными мастерами, в других проживали популярные деятели науки и культуры, третьи представляют собой уникальные объекты определенного стиля и эпохи. Но невозможно каждый из них отвести под музейное пространство, поэтому чаще всего их реставрируют, и они вновь представляют собой ценность на рынке жилой недвижимости. Благодаря таким решениям, центр города сохраняет свой исторический облик, а не становится концентрацией новостроек.

Особняк Кушелева-Безбородко – это уникальный пример стилистики Наполеона III. В настоящее время дом представляет собой жилой комплекс люкс-класса, который отличается уникальным дизайном в стиле эпохи Анны Карениной, живописным видом из окон апартаментов на Неву и удобным местоположением.

Особняк Кушелева-Безбородко

Особняк Кушелева-Безбородко,
Санкт-Петербург, Гагаринская ул., д. 1

Особняк Кушелева-Безбородко СПб

Знаменитый дом 1/24, расположенный на пересечении Гагаринской улицы и набережной Кутузова, сменил множество хозяев за время своего существования. Первым владельцем был герой второй турецкой войны, генерал-аншеф Иван Меллер-Закомельский. Второй владелец – акушер при императорском дворце, Нестор Амбодик-Максимович. Через некоторые время дом перешел в собственность графа Петра Разумовского, и последними жителями дворца стала чета Кушелевых-Безбородко, в честь которых и по сегодняшний день именуется дом.

Вид из окон

В частности, с историей дома связан граф Александр Григорьевич Кушелев-Безбородко, который приобрел два дома на Гагаринской улице: особняк Разумовского и дом, расположенный по соседству. Второй впоследствии получил название Малый мраморный дворец. Особняк превратился в салон, частыми посетителями которого был весь свет петербургского искусства: Михаил Глинка, Карл Брюллов, Антон Рубинштейн и многие другие известные деятели.

Малый мраморный дворец

Малый мраморный дворец

Граф Александр Кушелев-Безбородко умер через месяц после того, как на престол взошел Александр II и знаменитый особняк унаследовал его старший сын – Григорий Александрович. Он немедленно принимает решение реконструировать внешнее и внутреннее убранство дома на парижский манер в стилистике неоренессанса. Для решения этой задачи был привлечен архитектор Роман фон Генрихсен, который создал совершенно новую композицию. В особняке появилось паровое отопление, водопровод, картинная галерея, просторная библиотека, концертный зал и уникальная для того времени оранжерея со стеклянной кровлей. Внутри дома располагалась беломраморная лестница и итальянские статуи, холлы украшали персидские ковры и картины голландской школы. Роскошное палаццо также получило церковь при доме в благородном византийском стиле.

Интерьеры особняка

Григорий Александрович Кушелев-Безбородко продолжил добрую традицию, которую начал его отец и в доме по-прежнему собиралась петербургская интеллигенция. Частыми гостями были Лев Толстой, Михаил-Салтыков Щедрин, Александр Дюма и Алексей Писемский. Известный своей любовью к литературному творчеству, Григорий Александрович печатал свои произведения в различных литературных журналах под псевдонимом Грицко Григоренко, спонсировал “Русское слово” и институтский “Колокол”.

Графиня Л. Кушелева с детьми

Графиня Л. Кушелева с детьми


После Григория Александровича дом на недолгий период перешел во владение младшей сестре, графине Мусиной-Пушкиной, которая продала дом Александре Шереметевой. Далее дом перешел Михаилу Волконскому, по приказу которого интерьеры вновь были подвержены изменению русским архитектором Леонтием Николаевичем Бенуа. Последним владельцем стал дворянин, член Императорского общества судоходства и крупнейший меценат Петербурга, Александр Елисеев. Дом окончательно потерял свой богатый облик в советский период, когда особняк разделили под коммунальные квартиры. В 1990-е годы состояние дома официально было признано аварийным.

Реставрация особняка Кушелева-Безбородко позволила превратить его в современный клубный дом, сохранивший все отличительные особенности. В результате работ, проводимых под строгим регламентом ФЗ “Об объектам культурного наследия”, в доме была восстановлена знаменитая мраморная лестница, пятиметровый камин Бенуа, уникальные росписи в китайском стиле, камины, просторные залы и скульптуры. Глядя на новые фото, сложно поверить, что совсем недавно это были ветхие коммунальные квартиры и помещения, в которых более 90 лет не проводился ремонт.

Интерьер особняка

Со времен Петра Великого главными улицами Петербурга считались набережные Невы, где в настоящее время проходят Литейный и Благовещенский мост. Именно здесь, по соседству один за другим возводились именитые особняки Шереметьевых, Голицыных и Урусовых. Эти места считались самыми аристократичными улицами и на французский манер именовались предместьем Сен-Жермен, в честь богатого квартала в Париже. Современное состояние дома не может не радовать будущих жильцов. Вид на крейсер Аврора, близость к историческим доминантам города, центральное расположение и, пожалуй, самое главное – насыщенная и интересная история особняка.